Citroen Jumper: французский взгляд на грузовик
«Словно искры зажгут эту ночь…»
Его надутый вид сразу вызывает улыбку. Это ж надо – наделить грузовик столь непривычно характерной внешностью! Отмеченные легкой сумасшедшинкой фары-глазищи, коротенький нос-капот с истинно французской горбинкой, капризно оттопыренные губы бампера и радиаторной решетки. Экий бука!
Но ведь по одежке только встречают. А вот при более близком знакомстве обнаружилась функциональность больших выпуклых фар и необычного капотика. В темное время при ближнем свете видна не только проезжая часть дороги и обочины, но даже деревья в лесу – дальний можно не включать. Форма капота вместе с довольно высокой посадкой водителя позволяет разглядеть препятствия перед самым бампером.
Увидеть происходящее по бокам и сзади призваны двухсекционные зеркала внушительных размеров. Однако со своей задачей справляется только левое, нижнюю часть правого перекрывает кромка оконного проема, и не сразу удается разглядеть, что творится около заднего правого колеса.
На полном скаку
Правда, тот «Джампер», с которого я начал знакомство с «ситроеновским» табунчиком лихих скакунов, оборудован дополнительными сиденьями в удлиненной кабине и в этом отношении получше обычного базового фургона. Окно в сдвижной двери и отсутствие перегородки за водительским сиденьем помогло существенно улучшить обзорность по правому борту. Но за такой вариант необходимо доплачивать, а водителю базового «Джампера» придется привыкать к ограниченной обзорности машины.
По сравнению с восприятием необычной внешности «Ситроена», впечатления от вождения развивались с точностью до наоборот. Поначалу мой «скакун» мне очень понравился: порадовало негромкое урчание дизеля на холостых, впечатлила хорошая шумоизоляция, четкое переключение передач, работа педалями, усилие и информативность на руле и вполне бодрая динамика. Приятно удивила плавность хода французского «прыгуна», которую обеспечили энергоемкая подвеска и весьма комфортные шины, доступные в базовой версии.
Но со временем я начал испытывать какое-то неудобство: несмотря на множество регулировок водительского кресла, мне все время хотелось принять позу поудобнее. Не тут-то было! Педаль газа сильно смещена вправо, левую ногу можно поставить либо на арку колеса, либо на пол под педаль сцепления. Правый локоть удобно устроился на подлокотнике кресла, а для левого предусмотрено место только на водительской двери – до нее надо тянуться.
Конечно, можно оставить руку на весу, держась за руль, и почаще менять положение тела – приспособиться можно к любому автомобилю. Однако рабочее место в «Джампере» именно что рабочее – водителю придется проводить здесь помногу часов день за днем, чем меньше он будет уставать, тем в конечном счете выше будет производительность труда.
Поле чудес
А вот за спиной водителя начинается настоящее поле чудес. Неизменным от версии к версии остается только передняя панель, место водителя, наружные фонари и обусловленная приводом на передние колеса низкая погрузочная высота – остальное можно выбрать, изменить или заказать. От количества предлагаемых вариантов «Джампера» рябит в глазах: даже справа от водителя можно разместить кресла для одного или двух пассажиров, на выбор предлагаются семь грузовых фургонов разного объема, три микроавтобуса и грузовые шасси двух размеров, на которые можно установить платформы с откидными бортами и тентом, обыкновенные и изотермические фургоны.
Пассажирских «Джамперов» французы предусмотрели три вида: городское маршрутное такси, пригородный и туристический. А можно, как уже говорилось, заказать грузопассажирский фургон, способный помимо водителя перевозить бригаду из шестерых рабочих, а в грузовом отделении разместить поклажу, инструменты или оборудование. Правда, погрузка-разгрузка такой машины возможна только через заднюю дверь.
Именно такой «Ситроен» в самой богатой комплектации с кондиционером, магнитолой, самой высокой крышей, самой длинной базой и заказным водительским креслом, оснащенным пневмоподвеской, я испытывал в условиях московских пробок, загородных шоссе и на разбитых подъездных дорожках к дачным участкам.
Впечатлений осталось не меньше, чем вариантов самого «Джампера». Нельзя не отметить несчетное количество полочек, кармашков, углублений на передней панели и на дверях. Некоторые из них можно закрыть, часть – мелкой глубины, а до дна первого этажа карманов в дверях достать с кресел, не наклоняясь, невозможно.
До тысячи верст
Но если вариантов кузова у «Джампера» великое множество, то двигатель всего один. Это рядная турбодизельная «четверка», компактная и для небольшого объема довольно мощная. Точно такой же мотор установлен на родственных «Пежо-Боксер» и «ФИАТе-Дукато», а недавно появившийся «Спринтер-Классик» уступает немалые 21 л. с. И даже земляк «Рено-Мастер» пусть немного (5 л. с.), но все же проигрывает.
Двигатель выходит на максимальный крутящий момент уже при 2000 об/мин, но и до этих оборотов момента хватает, чтобы трогаться и двигаться даже при увеличенной нагрузке. Передаточный ряд в 6-ступенчатой механической коробке заслуживает отдельного внимания. Разница в оборотах двигателя при движении с одинаковой скоростью на соседних передачах составляет: между 1-й и 2-й 900 об/мин, 2–3–4–5 600 об/мин, а пятой и шестой – 300. Сближенные передачи очень удобны, особенно в городских пробках. Первая позволяет медленно катиться на холостых, а шестая – экономить топливо. Вполне уместно применять при трогании с места переключение передач по схеме 1–2–4–6. Это позволяет упростить процесс вождения и экономить топливо.
Всего мы с «Джампером» проехали 747 км, потратив 56 литров дизельного топлива, средний расход составил 7,5 л/100 км. Дело происходило теплым и сухим летом. В таких условиях на 90-литровом баке можно было бы проехать более 1000 километров.
В целом же французский взгляд на грузовик оставил впечатление весьма толкового продукта. Разнообразие функциональных возможностей, экономичность и богатый набор дополнительных опций позволяют потенциальным покупателям «Джампера» выбрать наиболее подходящую машину для решения конкретной задачи.
+ Удачное сочетание двигателя и 6-ступенчатой МКП; комфортабельная подвеска; хорошая шумоизоляция; низкая погрузочная высота; реальные показания бортового компьютера; большой выбор вариантов по размерам и назначению; значительный межсервисный пробег
– Неудобная посадка водителя; недостаточная обзорность справа; единственный силовой агрегат; отсутствие полного привода